Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных. Продолжая использование сайта, вы даёте согласие на работу с данными файлами.
15 июля 2025
Сегодня кассы самообслуживания стали доступны даже для небольших магазинов. Предприниматели могут выбирать из разнообразных моделей в зависимости от своего бюджета. И если стоимость КСО уже не вызывает опасений у владельцев торговых точек, то миф о том, что самообслуживание ведет к росту краж, по-прежнему заставляет задуматься о безопасности такого решения. В статье расскажем действительно ли кассы самообслуживания способствуют увеличению краж и какие меры безопасности успешно применяют предприниматели.
Тип кассы не оказывает значительного влияния на количество потерь. Воровство в зоне самообслуживания зачастую происходит по ошибке. Покупатели могут случайно унести товары, отвлекаясь на детей или забывая отсканировать некоторые позиции – в большинстве случаев это не намеренное воровство.
Невозможно полностью избежать небольших потерь на кассах самообслуживания. Некоторые недобросовестные или просто невнимательные покупатели требуют дополнительного внимания. Однако преимущества от внедрения таких касс перевешивают все возможные риски: они привлекают новых клиентов и уменьшают очереди в часы пик. Поэтому, если за процессом наблюдают сотрудники или установлены видеокамеры, поводов для беспокойства нет.
Предприниматели, имеющие кассы самообслуживания на своих торговых точках, чаще всего сходятся во мнении, что ситуация с кражами после введения этой технологии существенно не меняется: в магазинах не наблюдается ни увеличения, ни уменьшения числа краж. «Безликая машина, экономящая деньги»: так описывают кассу самообслуживания владельцы бизнеса.
ИТ-аудит является важным инструментом для любой компании, которая применяет информационные технологии в своей работе, независимо от ее размера. Он предоставляет возможность оценить и проверить эффективность, безопасность и соответствие ИТ-систем требованиям и ожиданиям бизнеса.
Например, организации, занимающиеся финансовыми услугами, нуждаются в ИТ-аудите для обеспечения конфиденциальности данных клиентов и защиты от кибератак и мошенничества. ИТ-аудит помогает выявить уязвимости в системе безопасности и разработать меры по их устранению.
Кроме того, ИТ-аудит полезен для компаний, стремящихся повысить эффективность своих информационных систем. Путем анализа и оценки применяемых технологий и процессов можно выявить слабые места и предложить улучшения, которые повысят производительность и оптимизируют использование ресурсов.
Кражи в магазинах часто происходят, когда люди видят возможность и испытывают желание взять то, что “плохо лежит”. Снизить количество хищений можно с помощью системы контроля, которая заставит как клиентов, так и сотрудников быть более внимательными и подумать дважды, прежде чем что-то украсть. Рассмотрим методы, которые помогут обеспечить безопасность в магазине и предотвратить кражи на кассах самообслуживания.
1. Установка видеонаблюдения в зоне самообслуживания. Это позволит оперативно выявлять подозрительное поведение и быстро среагировать на него. В случае кражи, камеры помогут описать подозреваемого и поймать вора. Даже если у малого бизнеса ограниченный бюджет, на рынке есть доступные решения с базовыми функциями, начиная от 1500 рублей. Также можно установить фальшивые камеры, которые внешне не отличаются от настоящих — их стоимость может составлять всего 200 рублей, и их наличие уже будет сдерживать злоумышленников.
2. Информирование посетителей о видеонаблюдении. Размещение у кассы самообслуживания предупреждения о том, что идет видеонаблюдение может отпугнуть потенциальных воров, осознающих, что их действия будут записаны.
3. Контроль зоны самообслуживания со стороны персонала. В небольшом супермаркете не обязательно нанимать отдельного охранника. Кассу самообслуживания можно разместить рядом с рабочим местом кассира, который сможет следить за покупателями и замечать подозрительное поведение.
4. Фасовка товара. К менее очевидным и более трудозатратным способам обезопасить торговую точку от воровства на КСО можно отнести использование непереклеиваемых этикеток и расфасовку весового товара.
5. Использование современных технологий. Кассы самообслуживания могут быть оснащены «умными» весами, которые знают точный вес каждого товара и сопоставляют его с итоговым весом покупок. Например, если покупатель положит в пакет неотсканированный товар или товар с другим весом (например, отсканировал «чупа-чупс», а положил банку кофе), система выдаст предупреждение об ошибке и привлечет внимание дежурного консультанта. Однако для корректной работы этой технологии необходимо обеспечить точный сбор весовой информации, иначе касса может ошибаться, зависать и вызывать недовольство у покупателей и сотрудников.
Существуют также продвинутые системы машинного зрения, которые способны распознавать объекты, благодаря чему невозможно будет пробить огурцы, положив на весы бананы. Но стоит учитывать, что внедрение таких технологий значительно увеличит затраты на интеграцию, развертывание и техническую поддержку.
Учитывая тот факт, что существуют эффективные способы борьбы с воровством на кассах самообслуживания, может возникнуть вопрос - не заменить ли традиционные кассы на КСО в полном объеме? Ответить на этот вопрос необходимо тщательно взвесив все “за” и “против”.
Плюсы перехода на КСО
• Сокращение затрат на персонал, которое наблюдается уже с первых месяцев эксплуатации касс самообслуживания (КСО).
• Экономия на аренде торговых площадей также становится значительным плюсом: на месте одной традиционной кассы можно разместить две или даже больше КСО.
• Использование КСО помогает сократить случаи воровства, так как персонал, согласно многим исследованиям, имеет больше возможностей для кражи, чем покупатели.
• Клиенты ценят новшества, которые делают процесс покупок более удобным и экономят время.
• Многие покупатели предпочитают КСО за возможность контролировать свои расходы и избегать ошибок в расчетах.
• Некоторые покупатели предпочитают не демонстрировать свои покупки окружающим и выбирают самообслуживание, чтобы избежать взаимодействия с кассиром.
• Покупатели старшего возраста, освоившие КСО, отмечают, что за такой кассой никто не спешит, и у них есть возможность спокойно подсчитать стоимость покупок, обдумать, стоит ли брать тот или иной товар, и убедиться, что денег достаточно.
Минусы
• Как правило к кассам самообслуживания (КСО) обращаются покупатели с небольшим количеством товаров, что связано как с нежеланием стоять в очереди с парой-тройкой предметов. Покупатели с большим количеством покупок предпочитают обслуживаться на традиционных кассах.
• КСО с функцией приема наличных оснащены дорогими модулями для работы с банкнотами (BNR) и монетами (BCR), которые требуют сертификации, регулярных обновлений для распознавания новых банкнот и отклонения фальшивок, а также инкассации и технического обслуживания. Купюры могут быть грязными или рваными, а в монетоприемник нередко попадают суррогаты и мусор. Кроме того, КСО должны постоянно отслеживать количество купюр и монет разных номиналов, чтобы корректно выдавать сдачу и своевременно информировать старшего кассира о необходимости внесения кассового фонда и замены заполненных кассет. Все это существенно влияет как на первоначальные затраты, так и на стоимость эксплуатации.
• Предоставление покупателям большей самостоятельности в оплате требует от ритейлеров тщательной маркировки товаров и точного указания цен. Недовольство покупателя, настроенного на быструю покупку, у КСО будет сильнее, чем у кассира, где задержка воспринимается как проблема сотрудника, а не клиента. Поэтому с внедрением КСО повышаются требования к качеству маркировки.
• Отдельной темой являются покупки с ограничениями или операции, которые можно проводить только при оплате. К первым относятся алкоголь и табак, которые не продаются всем, и их сканирование создает проблемы даже для опытных кассиров, так как требуется подтверждение возраста покупателя сотрудником магазина. КСО может автоматически вызывать консультанта в таких случаях, чтобы тот одобрил запрос или удалил товар из чека. Таким образом, процесс оплаты будет аналогичен процедуре на традиционной кассе.
Несмотря на очевидные преимущества, использование касс самообслуживания в качестве единственного варианта оплаты в магазине пока что выглядит нежизнеспособным. Эффективнее и надежнее работа КСО в тандеме с традиционным торговым оборудованием.
Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы
Даже самый надежный сейф не защитит от кражи, если ключ останется в замке. Важно понимать, что преимущества автоматизации зависят не только от выбора подходящей программы, но и от грамотного внедрения и обучения сотрудников. Каждая технология требует индивидуального подхода и корректировок. Естественно, все процессы установки, настройки и отладки оборудования и программного обеспечения должны выполняться квалифицированными специалистами с соответствующим опытом. В противном случае современное оборудование рискует стать лишь стильным элементом интерьера, а вложенные средства окажутся напрасными.
Команда экспертов ИТЛ
Услуги, которые могут вам потребоваться
ИТЛ - Компания федерального
уровня по оказанию
комплексных услуг
ИТ-аутсорсинга
© 2002-2025 ООО "Компания ИТЛ"
ИТЛ - Компания федерального
уровня по оказанию
комплексных услуг
ИТ-аутсорсинга
© 2002-2024 ООО "Компания ИТЛ"
Коммерческий отдел
Технический отдел
Партнерский отдел
Задать вопрос